Из палеолита к звездам

Тема эволюции женского образа достаточно сложна и многогранна. «Мода» на тот или иной тип телосложения диктуется огромным количеством различных по значимости социальных, культурных, религиозных и экономических причин.

И пока противники и поборники различных теорий ломают копья в попытках доказать свою точку зрения, давайте рассмотрим в общих чертах, как и почему менялся женский идеал на протяжении развития европейской цивилизации, как наиболее близкой русскоязычному обывателю.

Каменный век

Как свидетельство идеализации определенного телосложения в те времена, у нас есть лишь немногочисленная наскальная живопись и примитивная скульптура. Однако они позволяют предположить, что популярностью в то время пользовались женщины типа «матрона»: избыточный, по нашим меркам, вес, большая грудь, широкие бедра.

Каменный век идеал женщины

Фигурка из камня — идеал женщины каменного века. Наши предки жили по принципу, что хорошего человека должно быть много. Потом его можно съесть, если что 🙂

Такой тип телосложения свидетельствовал не только о том, что женщина хорошо питается, но также, что она ничем не больна, не заражена паразитами и имеет достаточное здоровье, чтобы выносить и родить ребенка больше одного раза; а также пережить роды и воспитать ребенка, которого родит. Кроме того избыточный вес свидетельствовал, что женщина имеет доступ к пище не в последнюю очередь, а значит, подтверждал её высокий социальный статус.

Античность

Стандарты женской красоты в то время мало отличались от здоровых современных стандартов. Это было связано с тем, что в Греции впервые за историю европейской цивилизации заговорили об эталоне здоровья и красоты, как философски осмысленном явлении.

Стройные фигуры античности

Стройные фигуры античных статуй.

Кроме того женщины античности были достаточно деятельными и занимали важное место в социальной жизни. Они вели достаточно подвижный образ жизни и, хоть и не имели равных прав с мужчинами, часто трудились и охотились с ними наравне. Обратите внимание на образы богинь олимпиек: Афина, Афродита, Гера. Эти женщины владели мечом и копьем, они охотились и управляли колесницами.

Чтобы соответствовать античным женщинам, приходилось иметь спортивное телосложение. Кроме того, роль женщины, как матери, хоть и признавалась, но не насаждалась насильно. Артемида, например, служила образом бездетной карьеристки, что свидетельствует о допустимости такого образа жизни в мировоззрении греков того времени и объясняет моду на спортивных, подтянутых женщин.

Средние века

В Европе происходит общий упадок культуры и искусства. Буквально все стороны человеческой жизни попадают на жернова религии. Христианство проповедовало аскетизм, подчинение и отсутствие сексуальности.

Идеальная женщина того времени должна, как минимум, избегать любого из смертных грехов. Неприятие похоти породило идеал скромности половых признаков, неприятие чревоугодия – идеал худобы и т.д.  Кроме этого средние века характеризуются очень невысокой продолжительностью жизни и огромной социальной разницей между мужем и женой.

Идеал красоты среднего века

Мрачные средневековые идеалы женской внешности — болезненная худоба, отсутствие каких-либо выраженных форм. А если прибавить к этому аскетизм и полное пренебрежение гигиеной, которые были распространены в то время, то становится совсем невесело.

Это приводило к тому, что культивировался образ «вечной девочки», который, в числе прочего, имел печальные последствия распространения детского образа, как сексуально привлекательного. Так появилась идеальная женщина средних веков – худая, с маленькой грудью, узкими бедрами и слабовыраженной талией.

Возрождение

Резкий перелом во всех сферах жизни приводит к переменам в восприятии места женщин в мире и их внешности. Мир устал от серости. Он требовал красок и деятельности. Происходит реабилитация женской сексуальности.

Женщина в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения снова появилась мода на пышек.

В мир искусства врывается новый образ женщины. Более раскованной, здоровой, физически сильной. Худоба уступает место среднему, а иногда и полному телосложению (помним о важности пищи в голодной Европе). Однако физический труд и активность среди женщин высокого происхождения считаются делом постыдным, поэтому идеальная женщина Возрождения неспортивна.

Барокко

Женская сексуальность продолжает раскрываться. Этот период характеризуется неоднородностью женского эталона в различных странах Европы. Однако раскрепощение нравов приводит к тому, что в моду входит женщина-любовница.

Женщина в эпоху барокко

В эпоху барокко появилась мода на узкие талии — следовательно начался бум увлечения корсетами.

Прообразом служат куртизанки и любовницы королей, которые проецируют этот образ в массы. Главный упор во всем делается на роскошь. Большая грудь, тончайшая талия, широкие бедра. Этот образ закрепится, как эталон шикарной женщины, очень надолго.

Классицизм

И снова революция. Вместе с отторжением роскоши, как атрибута двора Антуанетты, приходит мода на естественность. В совокупности с попытками возвратить античные идеалы, приходит мода на «античных» женщин с более естественными пропорциями тела.

Классика женщины

Не зря подобные формы называют классическими — в эпоху классицизма большим успехом пользовались полные женщины с большой грудью. Целлюлит считался даже украшением женской фигуры.

Романтизм

Всеобщая тоска по нравственности средних веков приводит к возвращению уже знакомого нам образа страдающей девочки. Худой, сутулой, с маленькой грудью и узкими бедрами. Те, кто говорит о моде на анорексию 90-х годов XX века, не знают, что такое идеал романтизма.

Знатные женщины всех возрастов в прямом смысле умирали от голода, утягивали грудь, мешая ей расти, и носили тугие корсеты даже на последних месяцах беременности. Ради вожделенной худобы женщины даже добровольно заражались туберкулезом и паразитами.

Женщина эпохи романтизма

Портрет идеальной женщины эпохи романтизма — бледной, худощавой с длинной лебединой шеей и красивыми чертами лица.

Некоторые сохранившиеся корсеты того времени полагалось утягивать до окружности талии около 40 см. Так продолжалось вплоть до того времени, когда на фоне огромных научных и политических перемен не началась борьба за права женщин на самоопределение.

Эмансипация

Ценой неустанной борьбы, забастовок и сотен унесенных жизней женщины отвоевали для себя основополагающие человеческие права. И это неизбежно отразилось на идеале женской красоты. В моду впервые в истории вошли мужественные женщины. Типаж сильной женщины – широкие плечи, идеальная осанка, узкие бедра; соседствует с типажом светский львицы – худоба, узкая талия, узкие плечи.

Эмансипация

В начале 20 века женщины стремились быть стройными и спортивными.

ХХ век

Это был, наверное, самый насыщенный век в истории человечества. Никогда еще мир не менялся так стремительно. Никогда еще так резко и так часто не менялся эталон женской красоты. Совершенно новые условия жизни породили невиданные прежде типажи.

Эмансипация с ее мужественностью уступает место образу роковой женщины с манящими формами. Этот образ разбивается о скалы ужасной разрушительной Первой Мировой войны, создавая образ женщины-военного с олимпийскими пропорциями и армейской выправкой.

Мэрилин Монро

Мэрилин Монро — идеал красоты середины XX века. В моде пышные, аппетитные формы, но без чрезмерного количества жира.

После непродолжительного мира, знаменующегося правлением аппетитных форм Мерлин Монро, приходит Вторая Мировая война, которая снова приносит образы женщин-победителей, но с оттенком молодости и новой жизни – типаж сильного подростка Одри Хепберн. Этот образ развивается в худощавой девчонке с фигурой мальчика – Твигги.

Твигги

Твигги — «девочка тростинка». Идеал женской красоты конца 60-х.

Как противовес приевшейся худобе и отклик на  тенденцию к спортивному развитию девушек в 80-е впервые приходит мода на спортивных мускулистых женщин. Она сменяется в 90-х новой волной моды на анорексию, но анорексию нового типа, когда требования исключительной худобы сочетаются с идеалом женственных форм. Это времена Барби, времена «90/60/90», мир пластической хирургии.

Начиная с этого времени, идеалы красоты больше не ограничены не только однообразными рамками, но даже возможностями человеческого тела. Многие типажи сосуществуют параллельно и эволюционируют независимо друг от друга.

Габриэла Ислер

Наше время — время моды на удлиненные «мужские» лица и худобу. На фото Габриэла Ислер, «Мисс Вселенная 2013».

Это времена свободы женского самовыражения, как личности. Время отрицания традиционных ценностей, время, когда в мире торжествует хаос. Время графических редакторов. Время, когда стандарты красоты женского тела ограничены лишь фантазией.

Это 21 век.


Оставить отзыв

*