Из палеолита к звездам
Тема эволюции женского образа достаточно сложна и многогранна. «Мода» на тот или иной тип телосложения диктуется огромным количеством различных по значимости социальных, культурных, религиозных и экономических причин.
И пока противники и поборники различных теорий ломают копья в попытках доказать свою точку зрения, давайте рассмотрим в общих чертах, как и почему менялся женский идеал на протяжении развития европейской цивилизации, как наиболее близкой русскоязычному обывателю.
Каменный век
Как свидетельство идеализации определенного телосложения в те времена, у нас есть лишь немногочисленная наскальная живопись и примитивная скульптура. Однако они позволяют предположить, что популярностью в то время пользовались женщины типа «матрона»: избыточный, по нашим меркам, вес, большая грудь, широкие бедра.
Такой тип телосложения свидетельствовал не только о том, что женщина хорошо питается, но также, что она ничем не больна, не заражена паразитами и имеет достаточное здоровье, чтобы выносить и родить ребенка больше одного раза; а также пережить роды и воспитать ребенка, которого родит. Кроме того избыточный вес свидетельствовал, что женщина имеет доступ к пище не в последнюю очередь, а значит, подтверждал её высокий социальный статус.
Античность
Стандарты женской красоты в то время мало отличались от здоровых современных стандартов. Это было связано с тем, что в Греции впервые за историю европейской цивилизации заговорили об эталоне здоровья и красоты, как философски осмысленном явлении.
Кроме того женщины античности были достаточно деятельными и занимали важное место в социальной жизни. Они вели достаточно подвижный образ жизни и, хоть и не имели равных прав с мужчинами, часто трудились и охотились с ними наравне. Обратите внимание на образы богинь олимпиек: Афина, Афродита, Гера. Эти женщины владели мечом и копьем, они охотились и управляли колесницами.
Чтобы соответствовать античным женщинам, приходилось иметь спортивное телосложение. Кроме того, роль женщины, как матери, хоть и признавалась, но не насаждалась насильно. Артемида, например, служила образом бездетной карьеристки, что свидетельствует о допустимости такого образа жизни в мировоззрении греков того времени и объясняет моду на спортивных, подтянутых женщин.
Средние века
В Европе происходит общий упадок культуры и искусства. Буквально все стороны человеческой жизни попадают на жернова религии. Христианство проповедовало аскетизм, подчинение и отсутствие сексуальности.
Идеальная женщина того времени должна, как минимум, избегать любого из смертных грехов. Неприятие похоти породило идеал скромности половых признаков, неприятие чревоугодия – идеал худобы и т.д. Кроме этого средние века характеризуются очень невысокой продолжительностью жизни и огромной социальной разницей между мужем и женой.
Это приводило к тому, что культивировался образ «вечной девочки», который, в числе прочего, имел печальные последствия распространения детского образа, как сексуально привлекательного. Так появилась идеальная женщина средних веков – худая, с маленькой грудью, узкими бедрами и слабовыраженной талией.
Возрождение
Резкий перелом во всех сферах жизни приводит к переменам в восприятии места женщин в мире и их внешности. Мир устал от серости. Он требовал красок и деятельности. Происходит реабилитация женской сексуальности.
В мир искусства врывается новый образ женщины. Более раскованной, здоровой, физически сильной. Худоба уступает место среднему, а иногда и полному телосложению (помним о важности пищи в голодной Европе). Однако физический труд и активность среди женщин высокого происхождения считаются делом постыдным, поэтому идеальная женщина Возрождения неспортивна.
Барокко
Женская сексуальность продолжает раскрываться. Этот период характеризуется неоднородностью женского эталона в различных странах Европы. Однако раскрепощение нравов приводит к тому, что в моду входит женщина-любовница.
Прообразом служат куртизанки и любовницы королей, которые проецируют этот образ в массы. Главный упор во всем делается на роскошь. Большая грудь, тончайшая талия, широкие бедра. Этот образ закрепится, как эталон шикарной женщины, очень надолго.
Классицизм
И снова революция. Вместе с отторжением роскоши, как атрибута двора Антуанетты, приходит мода на естественность. В совокупности с попытками возвратить античные идеалы, приходит мода на «античных» женщин с более естественными пропорциями тела.
Романтизм
Всеобщая тоска по нравственности средних веков приводит к возвращению уже знакомого нам образа страдающей девочки. Худой, сутулой, с маленькой грудью и узкими бедрами. Те, кто говорит о моде на анорексию 90-х годов XX века, не знают, что такое идеал романтизма.
Знатные женщины всех возрастов в прямом смысле умирали от голода, утягивали грудь, мешая ей расти, и носили тугие корсеты даже на последних месяцах беременности. Ради вожделенной худобы женщины даже добровольно заражались туберкулезом и паразитами.
Некоторые сохранившиеся корсеты того времени полагалось утягивать до окружности талии около 40 см. Так продолжалось вплоть до того времени, когда на фоне огромных научных и политических перемен не началась борьба за права женщин на самоопределение.
Эмансипация
Ценой неустанной борьбы, забастовок и сотен унесенных жизней женщины отвоевали для себя основополагающие человеческие права. И это неизбежно отразилось на идеале женской красоты. В моду впервые в истории вошли мужественные женщины. Типаж сильной женщины – широкие плечи, идеальная осанка, узкие бедра; соседствует с типажом светский львицы – худоба, узкая талия, узкие плечи.
ХХ век
Это был, наверное, самый насыщенный век в истории человечества. Никогда еще мир не менялся так стремительно. Никогда еще так резко и так часто не менялся эталон женской красоты. Совершенно новые условия жизни породили невиданные прежде типажи.
Эмансипация с ее мужественностью уступает место образу роковой женщины с манящими формами. Этот образ разбивается о скалы ужасной разрушительной Первой Мировой войны, создавая образ женщины-военного с олимпийскими пропорциями и армейской выправкой.
После непродолжительного мира, знаменующегося правлением аппетитных форм Мерлин Монро, приходит Вторая Мировая война, которая снова приносит образы женщин-победителей, но с оттенком молодости и новой жизни – типаж сильного подростка Одри Хепберн. Этот образ развивается в худощавой девчонке с фигурой мальчика – Твигги.
Как противовес приевшейся худобе и отклик на тенденцию к спортивному развитию девушек в 80-е впервые приходит мода на спортивных мускулистых женщин. Она сменяется в 90-х новой волной моды на анорексию, но анорексию нового типа, когда требования исключительной худобы сочетаются с идеалом женственных форм. Это времена Барби, времена «90/60/90», мир пластической хирургии.
Начиная с этого времени, идеалы красоты больше не ограничены не только однообразными рамками, но даже возможностями человеческого тела. Многие типажи сосуществуют параллельно и эволюционируют независимо друг от друга.
Это времена свободы женского самовыражения, как личности. Время отрицания традиционных ценностей, время, когда в мире торжествует хаос. Время графических редакторов. Время, когда стандарты красоты женского тела ограничены лишь фантазией.
Это 21 век.
Ольга
12.09.2014 @ 5:36 пп
конечно очень интересно пронаблюдать всю эволюцию человеческого тела, сейчас выглядит куда более приятней. Особенно звезды, более ухоженные, всегда подтянутые, не то что во времена палеолита
Снежа
05.10.2014 @ 9:19 дп
«Мода» на внешний вид женского тела неустанно менялась все 9 ступеней от палеолита.. И во всех эпохах существовали свои эталоны красоты. Страшно подумать, на что шли женщины эпохи Романтизма (не смотря на то, что в современном тоже довольно много последователей данной моды). Утягивать живот при беременности.. брр.. ужасно. Современные женщины очень отличаются от всех предыдущих из-за прогрессирующих семимильными шагами возможностей бьюти индустрии. Именно поэтому на них и смотреть приятно и нам кажется, что так всегда и должно было быть.
Катя
16.10.2014 @ 9:02 дп
Да уж, просмотрела и поняла одно, как же хорошо что за окном двадцать первый век, и я могу быть такой какой хочу сама. Лично я за своей фигурой всегда слежу, не дай бог себя запустить и стать пухлой. Я вообще не понимаю как полные девушки могут привлекать, это же такое безобразие когда везде все висит, и жир выпирает. Мне тридцать я идеальна, всегда над собой работаю.
Татьяна
19.10.2014 @ 11:45 пп
Эталон красоты во все времена разный, это и понятно, на стандарты красоты влияют многие факторы. Неприятно поразило отношение к женщинам в средневековье, как же им тяжело приходилось, терпеть голод, унижения и полную антисанитарию. Ужас, брр… Хорошо, что постепенно люди начинают понимать, что женщина не должна быть излишне худой или чересчур полной.
Лариса
26.10.2014 @ 4:38 пп
Нам повезло, что мы можем самовыражаться и идеалы на самом деле не ограничены : находятся поклонники и на полненьких, и на худеньких ! Хорошо, что нам не надо пить уксус, удалять рёбра и встречать гостей в парадных постелях! Конечно, я не прочь была бы пожить в период Барокко )) А каменный век выглядит не очень — прям чревоугодие во всех смыслах( Вот ещё бы такую статью про мужчин — от обезьяны до …